Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Большой Алтай Patrimonio Большой Алтай IAPA
Сохранить красоту, созданную природой

Большая Азия

5. «Беловодье»

Краткое описание маршрута:

Р. Катунь от границы заповедника выше устья р. Озерная вверх до истока – р. Тюргень – пер. Тюргеньский – Тайменье озеро

Катунь от Верх. Курагана до Тюргеня мал   Маршрут начинается на границе заповедника на р. Катунь между реками Озерная и Зайчиха. Пеше-конная тропа проходит по правому берегу Катуни в границах лесо-лугового пояса. В районе устья р. Зайчиха ранее (до 1950-х годов) существовала небольшая деревня с маральником, а в более позднее время эту землю использовали хозяйства Казахстана для выпаса скота. Сейчас находится кордон заповедника, на котором имеется обустроенное место под палаточный городок. Далее маршрут следует вверх вдоль Катуни до кордона на левом берегу р. Тюргень, пересекая лесные массивы и открытые просторные поляны. Здесь зачастую можно увидеть лосей, маралов, косуль, а также хозяина горной тайги - медведя. На кордоне «Тюргень» также оборудована стоянка для ночевки в палатках, имеется баня.
   Далее маршрут продолжает следовать вверх вдоль Катуни, и через 5 км достигает устья р. Верхний Кураган, где соединяется с ниткой маршрута «Старинной тропой староверов». Здесь также обустроена стоянка для ночевки в палатках. От устья р. Верх-Кураган маршрут следует вверх по лесу, и через 1.5 км выходит на открытое пространство. Здесь долина Катуни заметно расширяется, и через 5-6 км русло начинает сильно петлять по обширному болоту. Тропа проходит по довольно крутому склону, то спускаясь вниз к болоту, то поднимаясь для того, чтобы обогнуть курумы. Это болото – излюбленное место обитания лосей. Достигнув р. Елен-Чадыр через 10 км, тропа спускается снова вниз в долину и следует вдоль русла вверх до границы заповедника, которая проходит реке Капчал - первому крупному притоку Катуни.
   Существует обходная тропа по правому берегу Катуни в урочище Алтын-Булак, которая проходит по старой тракторной дороге и позволяет избежать неудобств следования по крутому склону по левому берегу Катуни. Однако, попасть на нее можно только в сопровождении опытного проводника, который знает катунские броды, меняющиеся от года к году.
   Выше р. Капчал заканчивается территория заповедник, но маршрут можно продолжить до самого истока Катуни, вытекающей из ледника Геблера. В непосредственной близости от Белухи и ледника Геблера находится живописный водопад Россыпной.
   Прохождение этого маршрута занимает не менее пяти дней. На обратном пути возможен сплав по Катуни, изюминкой которого является прохождение порога Щеки, или посещение Тайменьего озера. Заехать на озеро можно поднявшись по долине р. Тюргень и преодолев Тюргеньский перевал.

Достопримечательности маршрута:

·Верхнее течение и исток Катуни,

·Порог Щеки,

·Ледник Геблера,

·Гора Белуха.

ВНИМАНИЕ!
Для посещения этого маршрута необходимо оформить пропуск в пятикилометровую зону государственной границы!