Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Большой Алтай Patrimonio Большой Алтай IAPA
Сохранить красоту, созданную природой
Контакты:
адрес: с. Усть-Кокса, ул. Заповедная, 1,
тел.: 8(38848)22-9-46, 8(38848)23-1-43,
E-mail: katunskiy@mail.ru

Погода

Алтае-Саянское горное партнёрство

Календарь экологических праздников

Экологические праздники

Экскурсионные маршруты

Экскурсионные маршруты Катунского заповедника

Мы в соц сетях

VK Одноклассники YouTube Telegram
Большая Азия

Священные горы коренного населения Горного Алтая

DSC_7096_мал   Как известно, алтайцы делятся на сеоки (роды), и каждый род имеет свою священную гору – ыйык туу, которой поклоняются. Согласно народным преданиям, когда-то эти горы были богатырями, которые защищали и охраняли свой род от многочисленных врагов. Но и в настоящее время духи этих гор покровительствуют своему народу. Все сеоки поклоняются горе Белухе – Кадын Бажы, где обитает сам хозяин Алтая. Самые сильные и могучие источники Аржаны находятся именно у подножий Белухи. Сама гора обладает сильной энергетикой. Из ледника Геблера берет свое начало великая река Катунь – Кадын. Именно в Катунь попадают воды священных источников. Поэтому Кадын считается священной рекой.

   Каждый год Кадын Бажы посещает огромное количество людей. Популярностью пользуется новый вид туризма – паломничество по священным местам алтайцев. Как правило, организаторы подобных туров пользуются поверхностными знаниями. Мало того, некоторые гиды придумывают разного рода мифы и обычаи, связанные со священными местами. Подобная самодеятельность приводит к плачевным последствиям. Неправильное поведение на священных местах, будь это гора или родник, бумерангом отражается на здоровье, счастье, благополучии тех, кто осквернил это место. Порой расплачиваться приходится ценой жизни.

   Существуют несколько табу – запреты по отношению к Ыйык туу – священным горам. Запрещается подниматься на вершину этих гор, охотиться, заниматься сбором растений, скотоводством. На подножии священной горы устанавливают тагыл, место для моления, где проводится обряд почитания гор – Алтайды кёдурери. Он проводится весной и ранней осенью. В период новой луны, люди приходят к тагылу, совершают обряды привязывания кыйра, угощение огня, окропление молоком. Молятся духу священной горы и просят у него благоденствия, благополучия, здоровья и мира себе, детям, роду.

 

   Священные горы – Ыйык туу

 

   Каждый род (сеок) имеет свою священную гору, которой поклоняется. Все сеоки поклоняются горе Белухе, где обитает сам хозяин Алтая

   Кыпчак – Туу-Кайа

   Майман – Дьал-Мёнку

   Тобош – Бабырган

   Алмат, Тёёлёс, Кёбёк, Дьабак, Дьети-

   Тас, Диарык – гора Абакан

   Дьус – Кара-Кокша

   Комдош – Шоора

   Мундус, Меркит – Кара-Кайа

   Шорцы, челканцы, кумандинцы, туба –Бус-Тайгаюзен-Солоу