Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Большой Алтай Patrimonio Большой Алтай IAPA
Сохранить красоту, созданную природой
Контакты:
адрес: с. Усть-Кокса, ул. Заповедная, 1,
тел.: 8(38848)22-9-46, 8(38848)23-1-43,
E-mail: katunskiy@mail.ru

Погода

Алтае-Саянское горное партнёрство

Календарь экологических праздников

Экологические праздники

Экскурсионные маршруты

Экскурсионные маршруты Катунского заповедника

Мы в соц сетях

VK Одноклассники YouTube Telegram
Большая Азия

Культ огня

У алтайцев особо соблюдается культ огня. Огонь считается хранителем рода – символом счастья рода и семьи. С культом огня связано множество обрядов. Огонь в аиле поддерживается с того момента, когда создается семья. Когда умирал последний представитель какого-либо сеока (рода), гасили огонь в очаге или аиле в знак того, что жизнь в этом роду угасла. Огонь в аиле считается равноправным членом семьи. Когда семья собирается за трапезой, хозяева дома должны, прежде всего, угостить огонь приготовленной пищей. Пищу бросают в горячий очаг (в современное время вместо очага в основном используют печь), и только после этого приступают к еде сами, произнося при этом алкыш:

Одус башту от – эне,
Ада чапкан ар jаркын,
Энее кёмгён таш очок
Бек болзын!
Онон ёрё уч очок
Онон ёрё уч сыра,
Талкан – кюл обоо болзын,
Ёрё турган Улген кудай

Тридцатиголовая огонь-мать,
Высеченное отцом великое пламя,
Матерью вкопанный каменный очаг
Да будет крепким!
Выше их трип очага,
Выше их три жерди,
Талкан – зола да будет стогом,
Находящийся вверху (на небе) бог Улгень
Да будет главою!

У алтайцев огонь особо оберегается. Запрещается его выносить из жилища. В исключительных случаях разрешается поделиться с огнем, но только с сородичем. После заката солнца огонь выносить из аила запрещается. Даже прикуривание трубки от чужого очага имеет свои нормы.
Необходимо докурить трубку, сидя у очага, а если хочешь выйти из аила, то следует выбить трубку о подошву обуви или о конец полена или бревна, горящего в очаге. Если семья переехала в другое место жительства, то вместе с собой берут головешки и золу.
Хозяйкой огня, считается «мать-огонь» (от-эне). Алтайцы представляют ее в виде тридцатиголовой девушки, у которой очень красивый тон – шуба с огненным поясом. Она покровительствует новорожденным детям, дает приплод скоту, излечивает болезни и т. д. Мать-огонь освещает не только жилище, но и хребты самого Алтая.
В связи с широким распространением культа огня, обряд угощения огня проводят во многих обрядах.

Обряд угощения огня

Обряд угощения огняДанный обряд проводят в каждое новолуние, при посещении целебных источников – Аржан cуу. Во время проведения свадебных и в обрядах, связанных с рождением ребенка.
В горящий огонь бросают заранее приготовленную пищу и веточки арчына (можжевельника). Угощают огонь лепешками (теертпек), алтайскими сырами (курут, быштак), талканом (еда, приготовленная из ячменя), топленым маслом, чаем. В последнюю очередь огонь окропляют молоком и при этом произносят
алкыш – благопожелание:

 

Тридцатиголовая мать-огонь,
С ушами из пробитого камыша,
Сорокаголовая девица-мать,
По семи спускам спускающаяся,
На семи зыбунах качающаяся,
Преклоняя (качая) голову, облетающая,
На семи спусках спускающаяся,
Спуская голову, прославляемая!
Хозяин трех очагов,
Рога перевитого тальника,
Синеющая синева, спускающийся царь,
Чтобы не прерываться, спустившийся царь.
В одежде из зеленого шелка,
Будучи отцом высеченная,
Будучи матерью зажженная,
Тридцатиголовая мать-огонь!